Три балла на границе университета
Как изменятся проходные баллы на бюджет в России в 2023 году
Спрос на высшее образование в России повышается, а предложение для нельготников сокращается. Насколько повысится конкуренция за бюджетные места в 2023 году? Исследование Лаборатории доказательной социальной политики СГЭУ и консалтинговой компании DataRealist.
Итоги приема бакалавриат и специалитет в 2022 году
Главные явления в структуре приема в бакалавриат и специалитет в 2022 году - рост приема на внебюджетные места и усиление тенденции к поступлению в вузы с дипломом СПО.
В 2022 году на бакалавриат и специалитет поступали около 950 тыс. абитуриентов (оценка DataRealist). Из них поступили в вузы на все формы обучения 931 тыс. человек - на 31 тыс чел. больше, чем в 2021-м. На бюджетные места прошли 433 тыс. человек, на внебюджетные, соответственно, 498 тыс.
Рост приема на бюджетных местах составил менее 1%, на внебюджетных местах - 5%.
Ранее, в 2020-2021 гг, прирост приема на бюджетные места составлял, наоборот, 6-7% в год, на внебюджетные около 1%. Если в предыдущие годы абитуриенты с невысокими результатами ЕГЭ, не попавшие на бюджетные места, отказывались от вуза в пользу СПО или рынка труда, то в 2022 году больше стало тех, кто предпочел заплатить за вуз.

Изменения произошли также в структуре поступивших по уровню базового образования. Число выпускников средней школы сократилось на 2%, а число поступивших с дипломами СПО выросло на 10% (причем одинаково и на бюджет, и на внебюджет).

Именно выпускники СПО (причем в равной степени как текущего года, так и прошлых лет) обеспечивают основной прирост числа студентов. С 2018 по 2022 гг их число в списках первокурсников выросло с 215 тыс. до 246 тыс. чел. Вклад в рост приема вносят и выпускники школы прошлых лет - плюс 13 тыс. за 5 лет, в то время как число первокурсников-выпускников школы текущего года за это время не изменилось.
Таким образом, итоги приемной кампании 2022 и предыдущих лет года показывают рост общего интереса к высшему образованию, в особенности со стороны выпускников СПО.
Сохранится ли эта тенденция в 2023 году и как она повлияет на уровень конкуренции?
Прогноз: число абитуриентов
На общий уровень конкуренции при поступлении в российские вузы влияют два основных фактора: число абитуриентов и число реально доступных бюджетных мест. Рассмотрим, как эти факторы изменятся в 2023 году по сравнению с 2022 годом.
Число абитуриентов в 2023 году может увеличиться только за счет выпускников СПО, так как число выпускников средней школы уменьшилось по сравнению с 2022 годом. Оно снижается уже 5 лет, особенно в сельских школах, несмотря на прирост общей численности 18-летних жителей России.
Причина - изменение образовательных траекторий молодежи. Все меньше подростков продолжают учебу в школе после окончания 9 класса, выбирая СПО.
Выпускники 2023 года этого года выбирали свою образовательную траекторию 2 года назад, в 2021 году. Однако в 2022 году, как видно из данных Минпросвещения, тенденция к отказу от старшей школы только усилилась.
Таким образом, в 2023 году число выпускников средней школы текущего года, составляющих основную массу абитуриентов, останется на уровне 2022 года или несущественно снизится. Прирост числа абитуриентов возможен, по нашей оценке, за счет прироста выпускников СПО в пределах 10%, что означает рост конкурсной массы в целом на 3%.
Оценка предложения на рынке бюджетных мест
Из года в год Минобрнауки выделяет бюджетные места в вузах по модели, в которую включен прогноз числа выпускников школ, потребность региональных рынков в рабочих места и другие параметры. На 2023 год для бакалавриата и специалитета было выделено 425 тыс. мест - столько же, сколько в 2022-м.
На практике существенное влияние на число реально доступных бюджетных мест оказывают квоты и то, насколько они выбираются в процессе приема.
Квот сейчас три. Под особую квоту (дети-инвалиды и другие категории) выделяется 10% бюджетных мест, выбирается около 40% от квоты.
По целевой квоте по разным специальностям выделяются разные доли мест. В 2023 году это в сумме дает более 96 тыс. мест. Однако в 2021-22 гг. реальное количество поступивших по целевой квоте составляло около 42 тыс. человек, то есть менее 40% квоты.
Кроме того, в 2023 году 10% бюджетных мест на бакалавриате и специалитете будут выделены в отдельную квоту для детей военнослужащих и добровольческих формирований.
Квота существует с марта 2022 года, точные данные о числе принятых по этой квоте в 2022 году неизвестны - в статистические своды Минобрнауки за 2022 год она не вошла. По данным вузов, квотой воспользовались не больше 10% потенциальных льготников, то есть 1% от зачисленных.
Исходя из оценки числа мобилизованных Минобороны в 300 тыс. человек и допуская, что все возраста представлены одинаково, мы оцениваем число отцов выпускников 11 кл. среди них в 5,2 тыс. человек. Включая детей контрактников, общее число поступающих по отдельной квоте в 2023 году может составить 9-9,5 тыс. человек. Квота не будет выбрана полностью, соответственно, незанятые места - более 35 тыс. - вернутся в конкурсную массу.

Исходя из данных о квотах, мы оцениваем число располагаемых бюджетных мест на бакалавриате и специалитете в 2023 году в 353,8 тыс. бюджетных мест - на 14 тыс. меньше, чем в 2022 году.

Абитуриентов больше, мест меньше: как изменятся проходные баллы?
По данным оценки числа абитуриентов и числа доступных бюджетных мест мы рассчитали, как изменится проходной балл на бюджет в российские вузы.

Важно. Предполагается, что сложность ЕГЭ и итоговое распределение массы абитуриентов по числу баллов останется таким же, как в 2022 году.

Поступить в вуз со 150 баллами будет практически невозможно: минимальная граница сместится в среднем до 164 баллов. Проходной балл в группе 180-190 баллов повысится на 6-7 баллов, в группе 220-230 баллов - на 4 балла. Абитуриенты с баллами больше 250 практически не пострадают: для них порог повысится на 2 балла.

Источники данных
1) Статические своды Минобрнауки, форма ВПО-1
2) Статистические своды Минпросвещения, форма ОО-1
3) Приказы Министерства образования и науки РФ об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018/19, 2019/2020, 2020/2021, 2021/2022, 2022/23, 2023/24 учебные годы
4) Приказы Министерства образования и науки РФ об утверждении целевых квот
на 2018/19, 2019/2020, 2020/2021, 2021/2022, 2022/23, 2023/24 учебные годы